Навигация+

Марки Советских Автомобилей

День "Победы". Как советский автомобиль удивил весь мир

Посетитель фотографирует автомобиль ГАЗ-М-20 Победа (1946 г.)

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Автомобиль "Победа" — один из самых ярких (и, безусловно, позитивных) символов советской эпохи.

Машина, которая появилась скорее вопреки или назло врагам и обстоятельствам, ставшая обозначением нового, мирного времени.

70 лет назад, 28 июня 1946 года, с конвейера Горьковского автозавода сошли первые автомобили марки "Победа". Их проектировали еще во время войны, чертежи и опытные образцы создавали буквально под бомбёжками: часть автозавода была разрушена в результате налетов немецкой авиации, уничтожены крупнейшие в Европе моторные и колесные цеха.

Для фронта требовались броневики, автомобили-разведчики, грузовики, а для будущего мирного времени — практичный, надежный автомобиль, каким и стала "Победа".

Автомобиль ГАЗ М-20 Победа во время старта мотопробега Марш знамени Победы в Екатеринбурге. АрхивК ноябрю 1944 года первый ГАЗ М-20 был собран. В большой испытательный пробег до Москвы машину вывел главный конструктор завода Андрей Липгарт.

"Победа" Сталина

Считается, что эпохальный послевоенный автомобиль сначала хотели назвать "Родина", но Сталин якобы спросил: "Почем "Родину" продавать будете?" И вроде как решили название после этого поменять. Однако, если бы это было правдой, то слово "Победа" в вопросе Сталина звучало бы не менее тенденциозно, всё же история про "Родину", скорее, из разряда советских легенд и мифов.

ГАЗ М-20 "Победа" 1946 года выпуска

Без замечаний высоких начальников не обошлось — прежде всего, это касалось большого расхода горючего (решено было сделать более экономичный двигатель).

Также кремлевским генералам не особенно понравилась высота салона — они упирались папахами в потолок над задним сидением. В результате для вождей пролетариата уменьшили высоту сидений — чтобы папахи не задевали потолок.

В архиве Горьковского автозавода есть документы с описанием осмотра Сталиным и Молотовым первого образца "Победы". Наркома интересовал необычный дизайн, а Сталина — мотор и вообще класс автомобиля. Генералиссимус всё же сомневался в необходимости именно такого массового автомобиля — ведь в Москве уже приступали к производству малолитражек "для народа", а для партийных руководителей был создан представительский лимузин ЗИС.






Похожие публикации